ЕВГЕНИЙ ВОРОБЬЁВ/ О ТЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ/ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "КАМИКАН"

О течении развития

С детства меня учили, что развитие происходит постепенно, но опыт работы в области обучения  и наблюдение за процессом подготовки  моих учеников  и воспитанников других тренеров показал, что постепенное развитие происходит только на начальном этапе. Обычно этот этап «постепенного развития»  длится два или три года в зависимости от системы обучения и личных качеств самого ученика. В дальнейшем же прогресс происходит ступенчато. На каждом этапе этого «ступенчатого развития» некоторое, а порой и долгое время, казалось бы, ничего не внешне происходит, идёт так называемая «текучка», но в конце каждой ступени практически всегда, совершается то, что в Японии называется «сатори» - «просветление»: переход ученика на новую, качественно другую, более высокую ступень. Часто это совершается очень быстро, а порой и за один миг. В философии, в диалектическом материализме, это отражается в законе: переход из количества в качество. В период «текучки» накапливается определённое необходимое количество наработки для перехода в другое качественное состояние. При этом длина ступени перед переходом на следующий уровень (период «ничего не происходит») с каждой новой ступенью увеличивается и становится всё длиннее и длиннее. Но и качественные изменения также более значительные, чем на предыдущих ступенях.

Для совершения перехода воспитанника на следующий уровень необходимы не только методики обучения и усилия учителя, но определённые обязательные качества самого ученика: терпение, воля, энергия, работоспособность и ещё многое другое необходимое для того, чтобы  дойти до конца ступени и совершить скачек на следующую, более высокую орбиту. У кого этих качеств больше - у того шанс дойти до своей  цели больше. В этом процессе  талант и природные данные очень часто не являются ключевым факторами. Наблюдения показывают, что талантливые воспитанники часто являются ленивыми, нетерпеливыми  и не работоспособными или распыляют свои «бонусы» в другие сферы деятельности.  В итоге они практически во всех сферах деятельности становятся теми, что называется «как все» и только умение не отступать, а так же целенаправленно идти, не смотря ни на что в нужном направлении, позволяет перейти на следующую, более высокую ступень. А сочетание таланта, работоспособности, терпения всего остального, а так же методики и настоящего Учителя создают в итоге МАСТЕРА.

МАСТЕР – это тот, кто преодолел этап «ступенчатого» развития и снова вышел на уровень постоянного, последовательного и  неумолимого самосовершенствования, когда каждое его действие является актом движения вверх к совершенству. Он тот, кто находится постоянно в так называемом «ПОТОКЕ».

Материал подготовлен специально для Всемирной ассоциации дзюдо директором методического центра «Камикан» Евгением Воробьёвым