О СВОБОДЕ В ЕДИНОБОРСТВАХ/ РАССУЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ВОРОБЬЁВА/ ЙОШКАР ОЛА

В рассуждениях о свободе создано большое количество понятий и определений свободы.  Сломано множество копий на эту тему и все они имеют свои достоинства и недостатки, но в одном все авторы сходятся как один: нет и не может быть абсолютной свободы.

Понятие свободы в единоборствах так же имеет разные смыслы и применения и для понимания этого вопроса интересно рассмотреть этапы становления  самурая – воина Японии отражённые «в трёх ступенях его совершенствования:

 - усвоение технического арсенала «пути воина» посредством сознательной воли;

 - спонтанное, не требующее волевого усилия сосредоточения духа;

 - полное духовное освобождение, которое превосходит оппозицию сознательного и бессознательного, спонтанности и усилия, духа и вещи.

В кэмпо путь обучения описывался при помощи триады понятий: «Следование» (сю); «Освобождение» (хо); «Преодоление» или «отстранение» (ри).»

В.В. Малявин «Боевые искусства Китая и Японии» М. ООО «Издательство Астрель», 2002 г., с. 321

То есть ученику сначала необходимо изучить технические приемы, затем свободно их  исполнять и в конечном итоге перейти на спонтанный уровень ведения поединка.

Интересно, что в основу обучения практически всех видов единоборств Востока, да и наверное, во многих культурах борьбы в том или ином виде,  приняты жёстко канонизированные формы выполнения технических действий или групп приёмов, например: в Японии ката, в старом Китае «цзя» (построения) и т.д., то есть строгий набор типовых форм движений, которые являются не только средством отработки наиболее эффективных способов борьбы, но и способом внутреннего совершенствования воина. Все эти средства подготовки являются, прежде всего, проекцией определённого духовного состояния адепта, а не только средством психологической подготовки, а с точки зрения символики ещё и как бы отражением жизни человека в окружающем мире не дающего абсолютной свободы и заставляющего существовать по его правилам и законам. Подчиняясь жестким правилам ката, как ни странно, являют собой проверенным веками средством достижения уровня спонтанного, свободного от всяких ограничений стиля ведения поединка, а так же  прошедшим многовековую апробацию способом для достижения «духовного освобождения». Используя эти сознательно принятые жесткие ограничения, при достижении определённого уровня подготовки, воин может, так же как и птица маневрирующая в воздушных потоках, освободиться от рамок и ограничений материального мира и погрузиться в царство  духовного, да и наверное определённого физического освобождения. Про Мастера  говорят: «Он заботливо вылепляет свою ограниченность, чтобы обрести беспредельную свободу творчества». В.В. Малявин «Боевые искусства Китая и Японии» М. ООО «Издательство Астрель», 2002 г., с. 34

Этот подход в единоборствах является отражением китайского видения течения основных процессов движения мира: переход от хаоса (в единоборствах неумения) к конкретностям (приёмам, связкам, ката или «цзя») и далее снова к хаосу, но уже к хаосу конкретностей (спонтанному ведению поединка). То есть осознанный приход к оковам ограничений, как  средству полного освобождения от них.

Понимание невозможности полной свободы из-за рамок, заложенных материальным миром, заставляет искать выход за их пределы в духовном освобождении. В Китае и Японии боевые искусства были, по своей сути, традициями человеческого совершенствования посредством этих боевых искусств и превращали жизнь воина в Путь истины (ДО), который,  по сути представляет собой единство технического мастерства и духовного совершенства - путь, ведущий к полноценной одухотворённой жизни, которая являет собой направление к истинному освобождению и открывается только лишь в полноте духовно-телесного опыта, которое могут дать правильно выстроенные занятия боевыми искусствами для того, чтобы человек приобрёл свободу быть.

Материал подготовил для judoclub.ru, директор Методического центра «Камикан» Евгений Воробьёв