СЕМИНАРЫ "БОЕВЫЕ ИСКУССТВА - ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ", ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЕВГЕНИЯ ВОРОБЬЁВА, ЙОШКАР-ОЛА

Особое мнение Евгения Воробьёва, методический центр Камикан Йошкар-Ола

При взгляде на боевые искусства взору обычно предстают две основные, внешне наиболее яркие их составляющие - это прикладная, то есть спортивная или военно-прикладная, а так же воспитательная, но при этом практически всегда остается  незаметной, как естественная и само собой разумеющаяся часть – это здоровье-сберегающая. Здоровье – это то без чего все остальные качества и навыки бесполезны.

К сожалению, считается, что занятия боевыми искусствами практически всегда приносят здоровье, но опыт показывает, что работа только на внешний результат, то есть исключительно на соревновательную или военно-прикладную деятельность, без оглядки на здоровье-сбережение, часто приводит к тяжелым, а порой и непоправимым последствиям. А понимание правильного подхода к тренировкам приходит уже слишком поздно. Переход на использование целостного подхода в организации тренировочного процесса знаменует перерастание обычной секции в Школу боевых искусств, а так же качественное перерождение тренера в Сенсея, то есть Учителя боевых искусств. На Востоке всегда отличали Школу боевых искусств от «двора» (по- нашему секции), а так же обычного тренера от Сенсея.  Двор-секция это там, где в основе всего лежит, в основном, только победа в поединке или на соревнования, а Школа - там, где через занятия единоборствами воспитывают гармонично развитую Личность.  Для Школы путь к победе является важнейшей, но всего лишь одной из частей в развитие высокодуховной Личности, так как без этого опыта невозможно достичь требуемой цели. Как следствие Школы и дворы-секции отличаются друг от друга широтой целей, взглядов и как следствие средствами  в их достижении. Здоровье-сбережение в дворах-секциях необходимо для того, чтобы ученик мог участвовать в соревнованиях и часто он может выходить за рамки своих возможностей и жертвовать своим здоровьем для достижения победы. В Школе боевых искусств здоровье-сбережение является одним из основных факторов его существования, так как её задачи нацелены на необозримое будущее и на победы, которые часто невозможно спрогнозировать. Поэтому переход на грамотное и активное применение здоровье-сберегающих технологий в  работе тренера говорит о том, что  он становится  Сенсеем. К сожалению даже государственные спортивные школы очень часто при внимательном рассмотрении, не смотря на их масштабы, девизы, красиво оформленные бумаги, а так же государственное финансирование оказываются всего лишь «дворами».

Основной целью семинаров «Боевые искусства – здоровье сберегающие технологии», которые предлагаются обществом изучения боевых искусств "Планета дзюдо" и Всемирной ассоциацией дзюдо и которые прошли в ряде городов России это, прежде всего, знакомство тренеров и воспитанников различных видов единоборств с здоровье-сберегающими технологиями. Неоднократно проводимые в клубах боевых искусств различных регионов России они неизменно оставляют положительные отзывы участников этих мероприятий. Неумолимо преодолевая изначальный скептицизм и недоверчивое отношение к применению здоровье-сберегающих технологий в боевых искусствах, вызванный обычно недостаточной информированностью занимающихся, организаторы данных мероприятий сначала заинтересовывают, а потом заставляют естественным и активнейшим образом включаться в процесс ознакомления с демонстрируемыми упражнениями и приемами.  А понимание, что здоровье-сберегающие упражнения и наиболее эффективные приёмы в борьбе, по факту, являются различными сторонами одной медали, а грамотное использование знаний полученных в ходе данных семинаров  позволяет значительно увеличить эффективность тренировочного и как следствие соревновательного процессов, значительно повышает интерес и заинтересованность участников данных мероприятий.

Здоровье-сберегающие технологии, обычно мало используемые в тренировочном процессе из-за малой информированности занимающихся, не только позволяют сохранить и укрепить  внутренние ресурсы и возможности организма, но и значительно повысить эффективность занятий и как следствие результатов в соревнованиях. А самое главное они позволяют перейти на новый, качественно более высокий уровень понимания и овладения того, что называется Боевыми Искусствами.   

Материал подготовил специально для Всемирной ассоциации дзюдо (World association of judo) директор методического центра «Камикан» Евгений Воробьёв