Доклады Романа Дмитриева в рамках научно-образовательной конференции «Дзюдо: наука, практика, искусство»

«ВОЛНОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ («ТРЕНАЖЕРЫ АГАШИНА») В ТРЕНИРОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ»

Дмитриева О.В., (доцент РГУФКСМиТ, Россия, Москва), Дмитриев Р.М., (доцент РГУФКСМиТ, Россия, Москва), Матюхин Д.В., (руководитель Департамента ФДР, Россия, Москва).

Аннотация:

Биомеханические волновые тренажеры, работающие на основе биомеханического резонанса активных звеньев человека (резонанс Агашина) нашли применение в медицине: для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной и других систем, и для реабилитации после травм, болезней; в спорте: для тренировки силы и точности ударов и бросков в спортивных единоборствах, для повышения скорости перемещения, прыгучести, ловкости путем укрепления связочно-суставного аппарата.

Сущность работы волновых тренажеров состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры — «напряжение-расслабление», и наоборот, с частотой от 1 до 5 Гц.

Использование волновых “тренажеров Агашина” позволяет управлять воздействием на мышцы рук, ног, туловища, а также способствует активации и согласованию всех жизненно важных систем организма человека.

Ключевые слова: волновые “ тренажеры Агашина”, тренировка, упражнения, тестирование.

Annotation:

Biomechanical wave simulators working on the basis of biomechanical resonance of active human links (Agasshin’s resonance) have found use in medicine: for the prevention of cardiovascular, neuromuscular, respiratory and other systems, and for rehabilitation after injuries, diseases; in sports: to train the strength and accuracy of punches and throws in combat sports, to increase the speed of movement, jump, agility by strengthening the ligament and joint apparatus.    

The essence of wave simulators is that they create conditions for periodic change of the state of skeletal musculature — «tension-relaxation», and vice versa, with a frequency of 1 to 5 Hz.    

The use of wave «Agashin simulators» allows you to control the impact on the muscles of the arms, legs, torso, as well as contributes to the activation and coordination of all vital systems of the human body.

Keywords: wave «Agashin simulators,» training, exercises, testing.

Введение

Современные тренажеры должны отвечать следующим требованиям:

  1. Принцип действия тренажера должен соответствовать природе функционирования человека,
  2. Тренажер должен оказывать развивающее действие на показатели, характеризующие физические качества человека — силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость,
  3. Тренажер должен быть доступен в освоении и высокоэффективен для занятий с конкретным контингентом,
  4. Тренажер должен обеспечивать интерес, удовольствие и комфорт в использовании.

 Мы предположили, что таким требованиям может соответствовать волновой “тренажер Агашина” для занятий с юными дзюдоистами.

Цель исследования: разработать методические приемы занятий с волновым “тренажером Агашина” в дзюдо.

Исследование проводилось в период апрель-май 2018 года на кафедре теории и методики единоборств Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), и включало следующие этапы: 1. тестирование и получение исходных данных, 2. внедрение в тренировке волновых “тренажеров Агашина”, 3. контрольное тестирование и  получение результатов.

Первый этап включал тестирование занимающихся дзюдо юношей и девушек 10-14-летнего возраста с уровнем спортивной квалификации от новичков до спортсменов 1 юношеского разряда. В качестве упражнения-теста использовалось перемещение через 2-х метровую зону тремя приставными шагами (количество раз за 30 секунд).

На втором этапе контингент был поделен на контрольную группу и группу экспериментальную, спортсмены которой использовали в тренировке волновой “тренажер Агашина”. Собственно процесс тренировки с тренажером заключался в приведении груза тренажера в устойчивое колебательное движение, при котором на спортсмена действуют силы инерции, меняющие свое направление на противоположное при каждом изменении направления движения груза. Естественно, что волновое изменение силы, действующей на спортсмена, вызывает изменение скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление с частотой колебания груза тренажера. Такая волновая нагрузка постепенно согласует в общем ритме работу мышечных ансамблей внутри каждой мышцы и мышц между собой.

Тренировки проводились три раза в неделю. В каждой тренировке спортсмены экспериментальной группы использовали волновой тренажер в разминке, 2-3 раза в основной части занятия и в заминке, выполняя следующие упражнения:

  1. И.П.-стоя, ноги врозь, руки вперед с тренажером. Перемещение груза вперед-назад за счет движений рук (фото 1).
  2. И.П.-стоя, ноги врозь, руки вперед, тренажер между руками. Перемещение груза влево-вправо за счет вращательных движений туловища вокруг вертикальной оси (фото 2).
  3. И.П.-стоя, ноги врозь, руки вниз с тренажером. Перемещение груза вверх-вниз за счет сгибания-разгибания ног (угол 100-120 градусов) (фото 3).

Длительность каждого упражнения – не более 30 секунд, интервал отдыха между упражнениями – не менее 30 секунд. Суммарная работа с тренажером за тренировку – 6-8 минут.

На заключительном этапе проводилось контрольное тестирование экспериментальной и контрольной групп, используя те же упражнения.

Результатом тестирования явилось значительное увеличение количества (20-25%) и качества (ритмической структуры) перемещений у спортсменов экспериментальной группы. При этом спортсмены экспериментальной группы отмечали субъективные ощущения при выполнении других упражнений: “легкость” при лазании по канату и в передвижении по татами во время поединков, “снятие усталости” в заминке.

 

Выводы

  1. Использование волновых “тренажеров Агашина” в тренировке юных дзюдоистов дает значительный прирост показателей быстроты в передвижениях по татами (количество раз за единицу времени).
  2. Субъективные ощущения “легкости” при выполнении других упражнений и “снятия усталости” в конце тренировки позволяют предположить, что использование тренажера имеет рекреационный эффект.

 

Вышеизложенное говорит о целесообразности продолжения исследований влияния использования волновых “тренажеров Агашина”в тренировочном процессе для воспитания скоростно-силовых качеств, ловкости и гибкости, а также координации при обучении двигательным действиям в дзюдо.

Полный доклад по данной работе можно скачать по ссылке в разделе «We study judo»

      

«КАТА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ»

Дмитриева О.В., (доцент РГУФКСМиТ, Россия, Москва)Дмитриев Р.М., (доцент РГУФКСМиТ, Россия, Москва)Матюхин Д.В., (руководитель Департамента ФДР, Россия, Москва).

Аннотация:

Проблеме подбора тренировочных средств при формировании технического мастерства дзюдоистов посвящено исследование на кафедре теории и методики единоборств Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).

С помощью спортивных тестеров «Polar 810» фиксирующих изменения показателей ЧСС и времени выполнения упражнений, был сделан   сравнительный анализ, относительно, нового тренировочного средства Ката с другими, традиционно используемыми в практике советского и российского дзюдо. Он показал, что эти упражнения имеют глубокий тренировочный эффект и ряд преимуществ в формировании двигательных навыков, которые можно использовать в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: Ката, техника дзюдо, тренировочные средства, упражнения.

Annotation:

 The problem of the selection of training facilities in the formation of technical skills of judokas is devoted to the study on the department of theory and methodology of martial arts of the Russian State University of Physical Culture, Sports, youth and tourism.

With the help of sports testers «Polar 810» recording changes in the rates of heart rate and exercise time, a comparative analysis was made, relatively, of kata’s new training facility with others traditionally used in Soviet practice. and Russian judo. He showed that these exercises have a deep training effect and a number of advantages in the formation of motor skills that can be used in the training process.

Keywords: Kata, judo technique, training facilities, exercises.

 

 Введение  

 В специальной литературе можно встретить много попыток  сгруппировать упражнения по какому-либо признаку. Построить единую и всеохватывающую, вполне удовлетворительную во всех отношениях классификацию, весьма непросто, что и не удивительно, если принимать во внимание реальное многообразие физических упражнений и способов их оценки.

 В этой связи, правомерен вопрос: какой же признак брать в качестве определяющего?

По мнению многих специалистов таким признаком правомерно считать степень сходства или различия упражнений с соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка.

 В настоящее время в практике дзюдо основным критерием оценки технического мастерства спортсмена является результат соревновательной деятельности. Это, безусловно, правильно, но для проведения глубокого анализа не всегда удобно и корректно.

 На наш взгляд, в совершенствовании техники дзюдо важно не только сходство упражнения с соревновательной деятельностью, но и владение информацией о тренировочном эффекте упражнений различных групп. Если тренер знает величину и направленность тренировочного эффекта упражнений или групп упражнений, то, регулируя их, он может управлять процессом совершенствования техники выполнения приемов, планировать величину и направленность физиологических и биохимических сдвигов, вызванных воздействием физических упражнений.

В дзюдо, традиционно, для совершенствования техники используются следующие группы тренировочных средств:

Ката (яп. «образец») – система заранее определенных движений, которые обучают основам атаки и защиты и представляют собой технические комплексы приемов дзюдо, имеющие определенный дыхательный ритм, моменты концентрации и расслабления.

Рандори – свободная практика, с целью изучения приемов атаки и защиты, с соблюдением правил дзюдо.

Шиай – соревновательные поединки.

В практике советского и российского дзюдо многие годы успешно применялись такие тренировочные средства для совершенствования техники, как: различные способы выполнения приемов и их элементов, различные виды тренировочных поединков (сходные с Рандори), соревновательные поединки (сходные с Шиай).

Однако, такой вид тренировочной практики как Ката оставался и остается для наших специалистов не изученным и внушающим сомнения.

Особенности при освоении Ката:                                                                                       

    1.Ката разучивается в медленном темпе по частям с критической оценкой каждого движения, в нужном ритме, за определенное время.

    2.Ката бывает обязательное и произвольное в том виде, как его задумал автор (составить Ката может каждый тренер для своих учеников).

    3.Оценка качества усвоения Ката производится не только на учебном уроке, но и в условиях учебно-соревновательной практики. При этом необходимо следить за качеством выполнения и реализации установки тренера, найти звено недостатков и продумать способы их устранения.

Если Ката осваиваются с погрешностями, их нецелесообразно выполнять в полную силу и тем более в соревновательной деятельности, иначе закрепляются ошибки, которые потом трудно исправить.

Ошибки при обучении Ката:

    1.Слабое закрепление навыка движения.

    2.Отсутствие необходимых представлений образа движений.

    3.Недостатки, связанные с качеством преподавания.   

 Также остается неизвестным эффект от применения Ката как тренировочного средства в дзюдо.

 Целью нашего исследования было сравнение тренировочных эффектов при выполнении Ката и других видов тренировочных средств в дзюдо.

 Исследование проводилось на кафедре теории и методики единоборств Российского государственного университета физической культуры спорта, молодежи и туризма в период октябрь-ноябрь 2018 года. Студентам специализации дзюдо было предложено выполнить следующие тренировочные задания:

  • выполнить НАГЭ-НО-КАТА (Ката бросков, включающая 5 серий из 3-х бросков из 5 классификационных групп техники Кодокан дзюдо),
  • выполнить произвольно 15 бросков в движении, в обе стороны каждый,
  • выполнить 20 Учикоми с партнером за минимальное время,
  • выполнить 20 Учикоми с 50% сопротивлением партнера за минимальное время.

Перед выполнением каждого задания на теле спортсменов закреплялись спортивные тестеры «Polar 810», с помощью которых фиксировались время выполнения упражнения и показатели ЧСС во время работы и отдыха.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

 

Параметры

Виды деятельности

Наге-но-ката

15 бросков в движении

20 учикоми за минимальное время

20 учикоми за минимальное время (50% сопротивления)

Соревнования

Показатели ЧСС уд/мин

130-160

130-150

145-165

150-165

150-195

 

        Выводы

Вышеизложенное позволяет утверждать, что Ката является равноправным тренировочным средством в дзюдо, не уступающим другим как по величине физиологических изменений, так и по биомеханическим требованиям к координации выполнения движений. При этом Ката имеет выгодные особенности:

1.строгая регламентация дыхания, последовательности и ритмики движений позволяет организму спортсмена выходить на максимальные показатели ЧСС более плавно, что не является сбивающим фактором в формировании двигательных навыков, по сравнению с другими упражнениями.

2.при выполнении Ката, в отличие от других упражнений, величина показателей ЧСС практически одинакова как у ТОРИ (выполняющего упражнение), так и у УКЭ (партнера).

 

 Полный доклад по данной работе можно скачать по ссылке в разделе «We study judo»