Тренер и учитель. Размышления директора методического центра «Камикан» Евгения Воробьёва.

    Тренер и сенсей

     Тренер и сенсей (в понимании  — учитель) вроде бы одно и то же, но при этом, при всей одинаковости их функций и предназначений существует огромная разница в данных направлениях деятельности.

    В Китае всегда существовали различия между понятиями «двор» (гуань) и «врата» (мэнь). В первом случае это упрощенная система подготовки, где меньше уделяется духовно-мистической практике  и где учили и учат только способам боя и ничему более, во-втором, качество обучения определяется не количеством выученных кат или суммой знаний, а качеством энергии, силой духа, степенью достижения сути Бытия. Двор там, где главной целью была победа в бою, соревнованиях и т.д., а в Школе через занятия борьбой происходил процесс познания и самосовершенствования. Они делают внешне вроде бы одно и тоже, но результат на выходе абсолютно разный. С сенсеем и тренером примерно такая же разница как  в занятиях секции (дворе) и Школе – очень похоже, но «гусь вроде тот же лебедь, но никогда не лебедь».

    Для того чтобы более детально разобраться в чём же основные различия этих очень близких между собой направлений деятельности рассмотрим, для начала определения тренера и учителя (сэнсэя в практике единоборств) при запросе в интернете:

    «Тре́нер (англ. trainer, от train — воспитывать, обучать, готовить) — специалист в определённом виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов. Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных». https://ru.wikipedia.org/wiki/Тренер   

«Учитель это человек, занимающийся обучением и воспитанием. Учитель – это и посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением».

https://rustutors.ru/oge/varoge/1998-variant-4-ogje-po-russkomu-jazyku-2020-po-demoversii-fipi-2020.html

    То есть тренер осуществляет только учебно-тренировочную работу в спорте или в какой-то узкой другой области для узко определённых целей и он, прежде всего, «предметник». Учитель же не только специалист в своей области, он так же посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением и несёт великую миссию передачу его потомкам, то есть тренер только тренирует – натаскивает, а учитель (сенсей) передает опыт и знания человечества через занятия единоборствами.

Экипировочный центр JUDOSHOP.RU — всё для дзюдо!

     Цель тренера добиться видимого результата. Цель сенсея часто более абстрактна и выходит за рамки целей тренера. Их цели принципиально отличаются своей масштабностью. Обычно основная цель тренера это победа в соревнованиях или в чём-то другом. У сэнсэя  цель значительно больше и очень часто не проявляется явно в видимом будущем. Это не значит, что ближайший результат, например победа в соревнованиях для него не важен — он очень важен, но как промежуточный результат, как всего лишь этап в продвижении к чему большему, тому, что будет потом — через десять, двадцать или может быть большее количество лет.  Тому, что может быть не отслеженным явными и конкретными средствами и поэтому результат действий Учителя, часто не сразу виден и при близком рассмотрении может казаться случайным, бесполезными и ненужным. Настоящий сэнсэй живет в других временных и пространственных рамках, целях и задачах, чем тренер. Из этого вытекает разница, как и какими средствами пользуются учитель и тренер для достижения своих целей. Часто эти средства одни и те же, но методы и способы их использования могут быть очень разными. Это вытекает из основных целей их деятельности: Сенсей ставит, прежде всего, в основу познание мира через занятия единоборствами и предметный подход является лишь средством для достижения этой цели; тренер же является, в своей основе предметником, то есть использует узкоспециализированный  подход. Учитель учит, тренер натаскивает. Мне могут возразить, что тренер тоже учит, воспитывает и пользуется огромным количеством различных методик! Отвечу: конечно воспитывает и использует — без применения педагогики и психологии  невозможно достичь  необходимой цели в спорте, но у него спортивный результат, на определённом этапе задавливает воспитательную и развивающую составляющие и становится главной целью. В работе для тренера важна победа и понимание как это достигнуто часто имеет второстепенное значение. Для сенсея важно не просто понимание, а осознание чего-то большего, того что и для чего происходит процесс обучения и для него в воспитание важен сам процесс воспитания и ученик важнейший элемент этого процесса. В спорте важен результат любой ценой и воспитанник это всего лишь средство достижение цели, за какими бы красивыми словами это не скрывали! Цена достижения победы часто уходит на второй план. Что мы видим не редко в спорте и образовании. Программы, составленные методистами, которые постепенно, под влиянием изначально «мёртвых» требований становятся чиновниками и которые, со временем, забывают за бумагами и отчётами, что такое живые люди, может и могут дать быстрый результат, но будущее обычно уничтожают. 

      Тренер готовит чемпиона, настоящий Учитель – Мастера. На Востоке всегда очень уважали чемпионов, но Мастер всегда был и принадлежал к «высшей лиге». Мастерство – это качество и оно проступает  постепенно сквозь тело, поведение, речь и незримо присутствует в технике. Мастерство невозможно выразить в четких формулировках — оно есть или нет! В традиции боевых искусств Востока существует почти неприметная со стороны, но очень существенная грань, отделяющая истинного мастера от спортсмена. Мастерство это не просто знание или хорошая спортивная форма. Это нечто большее.  Критерии мастерства определяются только понятиями «Мастер» или «нет» и описываются, к сожалению,  только языком мистики.

      И так подведём итоги основных отличий тренера и сенсея в единоборствах:

  1. Целями: у тренера – победа, сенсея — передача общекультурного опыта человечества.
  2. Методами и самое главное способами использования этих средств и методов в достижения цели, что происходит от разницы постановки целей.
  3. Глубиной понимания процесса обучения (тоже является следствием от основных целей и задач).
  4. Самое главное, то из которого вытекает всё: тренер готовит чемпиона, Сенсей – Мастера.

    Сенсей (учитель, наставник) это следующая ступень развития тренера. Сможет ли тренер перейти на следующую ступень зависит только от него самого. Учитель – это путь сподвижничества и является значительно более сложным, чем другой так как «предметное» общество мыслит материальными категориями и духовность для него часто является излишеством. Учительство – это, прежде всего, путь духовного просветительства и не далеко каждому дано идти по нему.

Материал для Всемирной ассоциации дзюдо (World association of judo) подготовил директор методического центра «Камикан» Е.Н. Воробьёв