Иерархия в единоборствах.
Иерархия или упрощённо – упорядоченность является атрибутом практически всех аспектов жизни: животный и неорганический мир, производство, наука, спорт и даже искусство, при всём его творческом подходе, при внимательном рассмотрении тоже подвергается упорядоченности. Не понимание и следование законам иерархии приводит к неразберихе и в итоге хаосу, а не способность увидеть упорядоченность говорит лишь о недостаточной наблюдательности, плохой способности делать выводы и соответственно где-то и компетентности. Боевые искусства, как и любой вид деятельности, так же подвержены этому качеству – иерархии, которое здесь выделяется в образовательном, спортивном, прикладном, организационном и других направлениях. В правильном изучении единоборств есть постепенность и дозированнось в подаче материала, последовательность наращивания спортивной нагрузки, цикличность в спортивной подготовке, ступенчатость поясных и спортивных разрядов и многое и многое другое. Всё это подробно и многократно расписано в большом количестве источников. Сейчас же хотелось бы упрощённо рассмотреть иерархичность единоборств в её основных участниках: их место, основные функции, отношения в данной системе и как следствие определить основные недостатки в системе подготовки, обучения и организации, которые вытекают из непонимания и соответственно несоблюдения этой системности и иерархичности.
Первый этаж данной системы – это ученик или спортсмен. Основная его функция освоить данный ему материал и правильно выполнить поставленную задачу. Способность понимать здесь является не основной, тем более что очень часто сами тренеры и остальные участники данного процесса не понимают, что и для чего что то делают. Хороший ученик – это тот, кто правильно и точно выполняет задания, а не просто чемпион. (Часто чемпионами становятся не благодаря, а вопреки работе тренера.)
Следующая ступень в данной иерархии – это тренер. Тренер только тренирует и он, прежде всего, как учитель в школе предметник. Его основная задача правильно организовать процесс тренировки для получения требуемого результата. Не проработанность программы очень часто вынуждает тренера выполнять функции, которые не входят в его компетенцию и делать то, что он не должен делать по своим функциональным обязанностям, например: придумывать новые различные методики и упражнения, которые должны быть разработаны, опробованы и прописаны методистами в программе или быть организатором и часто менеджером.
Далее следует методист. Методист — это тот, кто разрабатывает, корректирует и апробирует, желательно на себе, методики обучения и на основе их разрабатывает программы для комфортной работы тренера. Здесь под методистом понимается тот, кто реально разрабатывает, а не тот, кто «пачкает» много бумаги, что мы видим в последнее время. Современные методисты в большинстве своем (мы не говорим о всех, а о основном большинстве) превратились в простых мечтателей и «бумагомарателей», которые стали маленькими чиновниками и на татами не выходили по много лет или появляются рядом с ним только в качестве зрителей. При социализме, на курсах повышения квалификации, учили: учитель, не работающий по специальности, через два года живет только воспоминаниями о своей работе — с методистами всё точно также: чаще всего мы встречаем среди них мечтателей, живущих только в своих иллюзиях.
Другой элемент в данной иерархии – это организатор (менеджер) или чиновник. Тот, кто организует нормальную работу тренера, методиста, создает комфортные условия для обучения и тренировок учеников и спортсменов. Он отвечает за материальные и социальные условия работы. И только! Мы же видим, что обычно некомпетентные в вопросах обучения менеджеры и чиновники, часто наделенные определённой и немаленькой властью и не понимающие практически ничего в данном вопросе, лезут не в свое дело со своими предложениями и «из лучших побуждений» не просто портят, а ещё и разрушают хорошо отлаженные и работающие системы. Что мы видим практически во всех направлениях жизни в стране.
Так же, появившийся в недавнее время и стоящий отдельной строкой элемент достижения определённой цели это коучер. В википедии написано: коучинг (англ. coaching — тренировка) — метод тренировки, в процессе которой человек, называющийся «коуч» (по-русски — тренер), помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. (https://ru.wikipedia.org/wiki /Коучинг). Но коучер это прежде всего консультант, а не тренер. Он содействует решению профессиональных либо личных задач. Коучер, в отличие тренера и учителя, решает более узкие и конкретные задачи. Он, прежде всего, содействует, а не решает. Функции же тренера и учителя во много раз шире и многограннее и обычно выходят за рамки узких задач. Для решения конкретных и быстрых трудностей и «затыков» коучер часто очень полезен и необходим, но решив их, он обычно отстраняется, а далёкие последствия обычно остаются за кадром и «расхлёбываются» другими.
Все они являются основными участниками системы обучения в единоборствах. Для эффективной работы, каждый из них должен выполнять свои строго определённые функции, но из-за несовершенства организации системы они вынуждены совмещать компетенции других участников: из-за не проработанности программы обучения тренер очень часто становится методистом, а для организации учебного или соревновательного процесса организатором или менеджером; чиновник и менеджер «лезет» к методистам и мешает работать тренерам и т.д. Нужно всегда помнить, что универсализм признак общества бедности и хороший спортсмен далеко не всегда хороший тренер, а хороший тренер очень часто плохой методист, так же как и методист, нередко не тренер и менеджер и т.д. Поэтому методисты должны не просто писать «придуманные» и изначально «мёртвые» методики и программы, а, прежде всего, советоваться с компетентными тренерами и, по возможности, на себе апробировать их. Менеджеры и чиновники не должны лезть не в свои дела, а советоваться с другими профессиональными участниками данного процесса ответственными за своё направление и т.д. Желаемое не всегда действительное. Если каждый занимается компетентно своим делом, то и процесс идёт как «по рельсам». Или получается так как мы видим: из «лучших» побуждений всё разрушается.
Хотелось бы рассмотреть ещё два элемента данной системы, часто не понимаемые и плохо принимаемые из-за своего масштаба, который значительно превосходит границы существующих систем и от этого обычно плохо контролируемые и часто вынужденно отдельно стоящие – это Учитель (Сенсей) и Мастер. Первый – это Учитель с большой буквы. Не тренер, а именно Учитель. Тренер и коучер это всего лишь малая часть Учителями. Тренер, без обид, это как предметник в школе и только. Конечно, он совмещает многие функции учителя необходимые для организации учебного процесса, но по масштабу он никогда не дотягивает до Учителя. Тренер решает задачи воспитания хорошего спортсмена и достижение победы в соревнованиях. Учитель — воспитания Личности для преобразования мира. Занятия единоборства для него являются средством, пусть и основным для взращивания её. Его цели и задачи более абстрактны и размыты, но более глобальны. Из-за этого настоящие Учителя плохо воспринимаются любыми системами. Учитель воспитывает прежде всего Мастера, а не просто чемпиона. При этом стать чемпионом очень и очень нелегко, но Мастер — это всегда штучный товар.
Мастер так же обычно плохо понимается большинством «посредственностей» из-за его принципиального качественного внутреннего отличия, отличия его целей и задач, а от этого по умолчанию, как и хороший учитель в лучшем случае игнорируемый большинством «остальных». Мастер — человек, воплощающий в себе высшее мастерство, обычно выходящее за пределы обыденности. Существо, воплощающее в себе истину, которую нельзя объяснить словами, а можно лишь прочувствовать, а так как это плохо контролируется, а ещё хуже для «серостей» не достижимо, то проще его «гнобить» или, в лучшем случае, не замечать.
Осознанное следование законам иерархичности позволяет избежать многих ошибок, а понимание процессов протекания их в жизни дает возможность более осмысленно и целенаправленно заниматься любым видом деятельности и от этого быстрее достигать требуемого результата.
Статья подготовлена специально для Всемирной ассоциации дзюдо (World association of judo), директором методического центра «Камикан», Евгением Воробьёвым.