«Воспитание культуры человека через занятие единоборствами».
Как воспитать культурного человека и подходят ли для этого различные единоборства? Понятие «культурный человек» очень многозначно и в широком смысле таким называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. обладающего, прежде всего, внутренней культурой. При этом само понятие «культуры» с веками видоизменялось и в течение времени постоянно меняется, а также в разных цивилизациях имеет несколько разные формы. Понятие «культура» настолько многогранно, что часто позволяет оборачивать себя «разными личностями» «удобной» для них стороной, что неумолимо отражается на образе «культурного человека». Та же история показывает, что высококультурные и воспитанные народы, несущие «свет цивилизации», не редко без угрызений совести создавали множество резерваций и концентрационных лагерей для многомиллионного уничтожения не только «некультурных варваров», но и других, неугодных им людей. При этом их осознание собственной культурности и просвещённости у них ни сколько не колебалось, поэтому понятие «культурный человек» очень неоднозначно и в разных ситуациях имеет множество и порой неожиданных оттенков.
В боевых искусствах Китая и Японии понятия воспитания «культурного человека», в нашем понимании, не существовало, а вместо него использовалось понятие «воинская добродетель», которое автоматически включало в себя воспитание «культурного человека», как часть «добродетели» в адаптации к боевым искусствам. «Воинская добродетель» это, что гармонично и неразрывно увязывает между собой «внутреннюю культуру» как часть духовного развития и гармоничное физическое развитие и делает их единым целым. «Воинская добродетель» в боевых искусствах позволяет достичь внутреннего и внешнего совершенства. Старые мастера говорили: «воинская добродетель приходит лишь от правильного отношения к жизни». В современных боевых искусствах, уже во многом переориентированных на спорт и быстрых результат, понятие «воинская добродетель» практически исчезло, а понятие «культурных человек» крайне редко вспоминается обычно как нечто «… и это тоже», что превращает боевые искусства в просто единоборства. Многовековой опыт подготовки в этой области показывает, что результат занятий и воспитания напрямую зависит от поставленных целей и задач, а так же во многом от Учителя или тренера. Кто-то просто тренирует, кто-то учит драться, а кто-то воспитывает, как говорится: «один строит храм, а другой таскает камни».
Воспитание «воинской добродетели» — «внутренней и внешней культуры» в боевых искусствах напрямую зависит от физического воспитания. Единство тела и духа – основополагающий принцип боевых искусств. Ещё Бодхидхарма утверждал, что телесная и духовная практика одно и тоже. Правильно выстроенное тело неумолимо правильным образом выстраивает сознание и наоборот. Работа с сознанием в единоборствах, на первых этапах, в основном, ведётся через работу с телом и дыханием, и лишь при достижении определённого уровня напрямую с сознанием.
Рассмотрим основные средства воспитания «культурного человека» в современном понимании или «воинской добродетели» в «классическом» варианте используемые в единоборствах и какое они имеют воспитательное и образовательное воздействие на занимающегося:
КАТА – как идеальная форма выполнения упражнения. Практика ката являются одним из средств динамической медитации. Через ката, прежде всего, совершенствуют базовую технику, которая только здесь может выполняться правильно от начала до конца. Практика ката позволяет осуществлять переход на интуитивное мышление, за счет чего обеспечивается огромная скорость и адекватность реагирования в бою. Ката, как идеальная форма выполнения упражнения настраивает тело выполняющего на совершенную форму функционирования, что напрямую воздействует на подсознание и через него неумолимо подталкивает сознание на гармоничное восприятие мира и соответственно на адекватное существование в нём.
КОНЦЕНТРАЦИЯ — это прежде всего работа с вниманием, которая позволяет собирать воедино различные силы человека (физические, энергетические, ментальные) и направлять их в заданную точку в нужное место в нужный момент. Тренировка в концентрации развивает умение сосредоточивать внимание на заданном объекте и удерживать его долгое время, а так же умение быстро переключаться с одного объекта на другой. Человек, владеющий этим навыком, способен работать со своей энергией, в необходимый момент, концентрируя её потенциал, что позволяет многократно усиливать имеющиеся у него возможности. Энергия является, прежде всего, функцией концентрации, контролем своего тела в процессе выполнения какого-либо действия. Чем больше сфера контроля и концентрации, тем большим уровнем энергии мы обладаем, тем больше мы контролируем течение жизни.
МЕДИТАЦИЯ – правильнее «дхъяна» по западному «медитация» означает «внимание», «осознание», но имеет более глубокий смысл в отличие от западного значения. Ещё её определяют как «созерцание» и она может присутствовать в любом виде деятельности. МЕДИТАЦИЯ выглядит действием противоположным концентрации, ибо основана не на напряжении, а на расслаблении. Она служит для отключения логического мышления, так как интуитивное действие позволяет в критической ситуации действовать значительно быстрее и принять порой единственно правильнее решение. В процессе медитации сознание не отключается, а отключаются механизмы логического контроля, оценки, критики, что дает возможность свободного проникновения в иные психоэнергетические структуры, в том числе и выход на уровень сверх сознания. Мастеру боевых искусств медитация нужна для того, чтобы научиться естественно и свободно действовать в любой экстремальной ситуации, мгновенно находить правильное решение в непредвиденных обстоятельствах, быстро и непредсказуемо для противника реагировать на его действия, а повседневной жизни принимать единственные правильные решения.
РИТУАЛ – необходимый способ работы с сознанием. Ритуал – внешняя (или формальная) организация поведения. Это система действий, регулярно повторяющихся по одному и тому же шаблону. Ритуал способствует выработке соответствующих стереотипов мышления и поведения, соответствующих определённым морально-этическим, философским и эстетическим нормам и ценностям, тем самым наполняя физические действия смыслом. В единоборствах своей структурой и содержанием он выражает свой путь к просветлению. Через ритуал организуется не только внешняя сторона поведения, но и чувства, мысли переживания, по общему для всех образу. Поэтому отказ от тех или иных элементов ритуала (не только боевых искусствах) как якобы необязательных есть не просто отказ от соблюдения традиций – это отказ от функции переключения работы сознания на другой уровень. Ритуал позволяет пропитать адепта внутренними установка общества и является эффективным средством воспитания достойного гражданина общества.
И наконец, СПАРРИНГИ и СОРЕВНОВАНИЯ необходимы не только для проверки наработанных навыков, но и как средство закалки духа и умения достигать своей цели. Не даром на Востоке говорят: «Для того чтобы научиться искусству расслабления сначала необходимо научиться искусству напряжения. Иначе искусство расслабления превратится в слабость», а так же различные педагогические и психологические методы воспитания, используемые в тренировочной деятельности.
Практика само регуляции в единоборствах направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать состояния сознания высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизвести это состояние, но в какую сторону и для чего он будет применять свои умения во многом зависит от внутренних установок, которые заложены в него обществом, тренером или Учителем. Воспитание «воинской добродетели» — по европейски «культурного человека» и тренировка спортсмена или бойца разграничивают то, что называется боевыми искусствами и единоборствами. В первом случае главное не достижение техники (хотя она очень важна), а через неё обретение умение управлять собой и гармонично сосуществовать в мире, во втором случае главное победа, а остальное второстепенно. В каком направлении идти и к чему стремиться и к чему вести своих воспитанников выбор и ответственность в основном остается за тренером и учителем.
Материал для доклада на конференции «Дзюдо: наука, практика, искусство» подготовил директор методического центра «Камикан» Евгений Воробьёв.