Мы часто слышим или читаем система единоборств такая-то, система единоборств того-то и т.д. При этом люди употребляющие слово «система» обычно не имеют полного понимания значения данного слова и осознают его только интуитивно. Внимательно рассматривая то, что они представляют, обычно мы видим простой набор систематизированных приемов и упражнений, но никак не систему. Что же такое система единоборств? Почему её называют системой, а не чем то другим?
Для того, чтобы разобраться в этом придётся обратиться к философии – науке о наиболее общих законах мироздания. Обычно отношение к философии у практиков достаточно прохладное. Это объясняется плохим пониманием, а часто и не знанием её основ и как следствие сложностью соотнесения её с жизнью и практикой. Опыт общения с эффективными тренерами и учителями, а так же специалистами высочайшего уровня различных специальностей показывает у них наличие философского мышления даже при отсутствии знаний в области философии, а так как философия наука о наиболее всеобщих законах мира соответственно от неё, как и от законов природы, мы никуда не денемся. Жизненная практика показывает, что тип мышления «от общего к частному» — (от теории к опыту) намного эффективнее мышления «от частного к общему», т.е. от опыта к теории. Ещё Р. Декарт писал, что мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: «путём опыта и путём дедукции, но опыт часто вводит нас в заблуждение». Поэтому понимание основ позволяет делать достижение требуемого результата, намного эффективнее.
«Система (греч. — составленное из частей, соединенное) — совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство». ( Философский энциклопедический словарь). Из определения мы видим, что система это не просто совокупность предметов, пусть и состоящих и в связях между собой, но эти предметы или элементы должны составлять ещё и целостность, единство между собой. Рассматривая представляемые системы единоборств, обычно мы видим наборы приемов и упражнений хоть и систематизированные определённым образом, но целостности в них нет. У авторов нет понимания, что же объединяет и делает их систему единым — целым. Систематизация не является системой, а она всего лишь один из признаков её! В единоборствах этим объединяющим фактором для приемов и упражнений является стиль. Стиль – это единая энергия. Например, рассмотрим, что такое рукопашный бой? Рукопашный бой это всего лишь общее название — не больше. Кто сказал, что дзюдо, бокс, самбо – это не рукопашный бой? Я не знаю, чем я занимаюсь, но назову это рукопашным боем. Наиболее эффективные «рукопашники» – те, кто пришел сюда уже готовым. Мне могут напомнить о Школе рукопашного боя Тадэуша Касьяна. Это прекрасная Школа советского каратэ «Сэн’э» и лишь потом рукопашный бой. Стилевая подготовка является фактором делающим систему единоборств единой и целой. «Система» в единоборствах обычно синоним «Школы» — «Школы единоборств», а это на много больше, чем спортивная секция. Спортивная секция для Школы, так же как и систематизация для системы, всего лишь элемент Школы, но не сама Школа. В «старых Школах» единоборств удивительнейшим способом проявляются все основные свойства системы не только физического воспитания, а так же системы более высокого уровня — системы нравственного и духовного развития. Для того, чтобы система называлась «системой» она должна обладать определёнными свойствами, такими как:
- Иерархичность. Надо понять, что любая система единоборств – это не просто набор приемов и упражнений, это ещё и педагогические, психологические, философские, идеологические и т.д. подходы. Каждый элемент системы сам по себе является полноценной системой и в то же время сама система единоборств, представляется как один из компонентов более широкой системы, например: системы воспитания.
- Множественность. Для того, чтобы описать систему единоборств адекватно, в силу ее принципиальной сложности, требуется построение множества различных моделей системы в различных условиях, каждая из которых может описать лишь определенный аспект самой системы. Мы обычно видим лишь физическое воспитание — спортивные результаты, но что стоит за ними нам не показывают. При этом каждый компетентный тренер знает, что главное не приёмы, а методики! Они основа. Аспект психологической подготовки, педагогически е подходы к подаче материала и т.д. это следующие модели, а так же множество других подходов и методик, необходимых для эффективности работы системы обычно не рассматривается. Весь комплекс взаимосвязанных и неотделимых средств – вот система единоборств, а не просто физика. На практике тренер оказывается в ситуации: вот набор приёмов, а как преподавать разбирайся сам.
- Целостность: система единоборств, принципиально не сводима к сумме свойств, составляющих ее элементов: соревновательной деятельности, физического воспитания, психологической подготовки и т.д. Здесь как с выпечкой хлеба: мука, вода, соль, дрожи и т.д. совсем не похожи по внешнему виду и свойствам на конечный продукт готовки – хлеб. Нельзя просто рассматривая свойства каждого элемента системы обучения в отдельности, описать свойства самой системы — «Школы единоборств», исходя только из свойств её элементов простым сложением их. Какие-то свойства, а может многие и совпадут, но свойства системы в целом отличаются от свойств её частей.
- Структурность: систему единоборств можно описать только через установление ее структуры связей и отношений. Например: простой элемент ритуалики – поклон, который, казалось бы, является не нужным и бесполезным элементом в бою, при более глубоком рассмотрении оказывается не просто приветствием или частью психологической подготовки воина, а поклон ещё и неотъемлемая часть множества бросков. И отрабатывая правильное выполнение его, мы повышаем эффективность бросковой техники, что повышает шансы на победу в схватке. В «старых Школах единоборств», во времена, когда на кону стояла жизнь, а не просто выигрыш на соревнованиях ничего просто так не делали. Эффективность или смерть! Поклон в каждой Школе изучался и делался по разному. Поэтому, только понимая структуру связей каждого элемента или группы элементов, а так же взаимодействие их между собой и окружающей средой мы можем понять и описать саму систему.
- Зависимость: каждый элемент, свойство и отношение системы единоборств зависит от его места, функции и т. д. внутри самой системы. Любой прием, упражнение, методика и т.д. изучается или выполняется в определённое время, по определённой последовательности, с определёнными усилиями и т.д. Всё делается во время, к месту и как надо. Свободная импровизация – это уже не система. Импровизация в системе — это «импровизация на основе жёсткой стандартизации», т.е. импровизация в стилевой форме. Иначе система разваливается.
- Обусловленность: поведение системы — «Школы» единоборств обусловлено не только поведением ее отдельных элементов, сколько связями ее структуры, т.е. как она реагирует в целом. Приемы – это всего лишь реакция на определённые воздействия окружающего мира. Но мир бесконечен и этих воздействий может быть бесконечное множество и все их предугадать невозможно, поэтому огромное число приемов освоить нельзя и только системный подход, внешняя форма которого – стилевая подготовка, позволяет решить эту задачу: освоить бесконечное множество приёмов и минимизировать требуемый навык для наибольшей эффективности в схватке и в жизни.
- И последнее: взаимозависимость системы и среды. Система единоборств формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружающим миром: в мирное время, позволяя в действовать во благо развития мира, а во время конфликтов, проявляя себя как средство самозащиты, при этом она ведущим активным компонентом этого взаимодействия.
Сложно и во многом непонятно, но только глубокое понимание сути вещей позволяет быть эффективным тренером. Всеобщие законы — как законы природы, существовали и будут существовать. Поэтому понимание, что такое система и умение отличить простое использование её элементов от самой системы, а также знание её свойств поможет рационально организовать процесс обучения не только спортивным навыкам, но и пониманию и глубокому осмыслению самой жизни.
Статья подготовлена директор Методического центра «Камикан» (Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола), Евгением Воробьёвым.