Ступени познания в единоборствах
Занятия единоборствами в условиях мирного существования являются одним из способов познания мира. Этот вид деятельности, как и всякий познавательный процесс схож способами познания со всеми другими областями познания общими с ними законами и закономерностями. Опыт — первый и обязательный этап познания в данной области. Только при наборе его необходимого количества начинается само понимание процесса познания и как следующий шаг осознание законов мироустройства через данный вид деятельности. При этом сами занятия борьбой, как способ познания мира, имеют свои особенности и отличия, так как в основе их, прежде всего, лежит чувственное познание и в условиях поединка на первый этап выдвигается интуитивное, спонтанное мышление. Умение думать во время схватки приходит только лишь с опытом. Для формирования этого качества — спонтанного восприятия мира у бойца нарабатывается целостное ощущение мира, которое позволяет чувствовать все малейшие оттенки изменения обстановки для соответственно моментального и адекватного реагирования на смену ситуации. Простое логическое мышление в условиях поединка может привести к поражению и гибели. Философское же мышление в единоборствах, которое обычно появляется с опытом и значительно позже, представляет собой особый тип целостного познания мира и приходит, к сожалению, далеко не ко всем. Его особенностью является стремление выйти за пределы простой действительности и определить фундаментальные принципы и основы самого бытия, определить место человека в нём. Но повторимся ещё раз – оно не нужно всем, да и, к сожалению, дано не многим.
Экипировочный центр JUDOSHOP.RU — всё для дзюдо!
Попробуем условно и упрощённо сформулировать ступени познания в единоборствах:
Первая ступень – тренировочная (понимание не обязательный элемент обучения на этом этапе) — ступень ученика. Ученик должен точно выполнять требования учителя или тренера, кому как повезло, и лишь потом понимать. Часто мы требуем от ученика понимания того, что он делает, но до понимания необходимо ещё дойти, а так как у него нет достаточного опыта, то и понимание его превращается в иллюзию. А что самое плохое то, что часто сам тренер не понимает, что и для чего он делает.
Вторая ступень – знание (понимание целей, задач и средств тренировочной деятельности) – ступень тренера, методиста. Тренеры и методисты должны знать принципы построения учебного процесса, понимать последствия влияния их действий в тренировочном и обучающем процессе.
Третья ступень – познание (понимание глубинной сути вещей) – ступень сенсея (учителя), наставника. Выход за пределы тренировочного процесса и обучающего процесса. Понимание внутренних процессов своих действий и их последствий в процессе всех изменений окружающего мира.
Это деление на этапы очень абстрактно и субъективно, но позволяет понять на каком этапе развития находится адепт единоборств. При этом полноценное прохождение всех ступеней развития в единоборствах является обязательным условием. Например: без достаточного опыта учебных, спортивных или других поединков занятия единоборствами превращают в боевые танцы. Повторимся — только полноценное обучение даёт необходимый результат, но для по-настоящему полноценного развития необходимо всегда помнить, что духовное же развитие, игнорируемое многими и какое, даётся только Традицией (Школой единоборств), приходит только через определённое количество опыта и времени и обладает не только познавательной, а сколько именно практической деятельностью, так как учит не правильному знанию, а правильному действию, что позволяет выйти на более высокие этапы познания.
Материал подготовил для Всемирной ассоциации дзюдо (World association of judo), директор методического центра «Камикан», Воробьёв Евгений