Автор: Евгений Воробьёв, директор методического центра «Камикан» (Республика Марий Эл, город Йошкар Ола)
Изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране внесла свои серьезные коррективы в учебный процесс. Дети стали другими не только физически, но и в восприятии мира. Проводя много времени за компьютерами и телевизорами, они становятся не только слабее физически, более подверженными болезням, не способными усваивать большие объемы информации, а так же часто не умеют мобилизоваться для достижения цели и не имеют желания что-либо делать. При этом требования современного спорта не только не уменьшились, а еще и возросли. Перед тренерами стоит сложная задача — заинтересовать детей, изучить большой объем приемов и техник дзюдо, достигнуть необходимого спортивного результата в этих непростых условиях.
Дзюдо – это сложный технический вид спорта, в котором сочетаются множество таких приемов, как броски, захваты, приемы маневрирования, приемы выведения из равновесия и т.д. Победа в борьбе является главным критерием эффективности тренировок. При этом поединок в дзюдо предполагает минимизацию необходимых навыков для достижения максимального результата и доведение их до автоматизма.
Как совместить все множество технических действий дзюдо и минимум требуемых навыков для достижения победы в схватке, как заинтересовать детей и заставить их дойти до нужного результата? Решение данной задачи, с нашей точки зрения, находится в стилевой подготовке. Стилевая подготовка — это, в первую очередь, подготовка, основанная на едином двигательном внутреннем чувстве, внутренней энергии, которая пропитывает все многообразие движений спортсмена и дает единство телесных ощущений при выполнении всех технических действий. Стилевая подготовка является основой двигатель-ной культуры в данном случае двигательной культуры дзюдо. По словам В.В. Комяк: «Единство телесных ощущений при выполнении всех технических действий — есть двигательная культура и стиль является её основой».
Стиль это система приемов собранных в органическом единстве. «Множество приемов, пропитанное единой энергией и исходящее из одного источника энергией, которая вырабатывается за счет многократного выполнения определенных упражнений — в данном случае «энергообразующих» — это и есть стиль» (В.В.Комяк).
Стиль по внешним и внутренним признакам отличается от простого набора приемов тем, что технический арсенал построен не на множестве навыков, а на едином телесном ощущении, который наполняет единой внутренней энергией занимающегося. Стиль создается за счет многократного повторения определённых упражнений, являющимися генераторами внутренней энергии, которая пропитывает спортсмена и переформирует его строго определённым образом.
Основным генератором в дзюдо являются комплексы специальных упражнений «учикоми». Но без предварительного начального этапа – этапа освоения специальных подготовительных упражнений, предназначенных для вхождения в культуру дзю-до – все «учикоми» являются только специальными силовыми упражнениями и не выполняют свою основную функцию, для которой они разработаны – функции выработки энергии дзюдо. Этот важнейший этап — этап начальной стилевой подготовки, позволяет полностью раскрыть весь потенциал этих упражнений и как следствие всего дзюдо. Правильно и полноценно проходя его (что мы не видим в российском дзюдо), мы сможем получить красивое дзюдо, а не просто борьбу по правилам дзюдо. И тогда вся подготовка к соревновательной деятельности в дзюдо условно разобьется на не-сколько ступеней: первая, одна из основных, на которую обычно мало кто обращает внимание, «пролетая» её между делом – основы стилевой подготовки, т.е. вхождение в саму культуру дзюдо. На этом этапе сформируется тело дзюдоиста, ставятся стойки, учатся страховки, закладывается техника передвижений дзю-до и т.д. Для этого необходимо, на наш взгляд, ввести несколько дополнительных начальных поясов в дзюдо, которые заставят изучать основные средства и приемы стилевой подготовки дзюдо, необходимой для освоения двигательной культуры дзюдо. И тогда второй этап — этап технической подготовки — будет основываться также, как и в строительстве дома, на хорошо проработанном фундаменте – фундаменте стилевой подготовки, где начинается обучение самим техническим действиям дзюдо: броскам, приемам маневрирования, срывам захватов, «учикоми» и т.д. И лишь после прохождения этих этапов начинается третий этап – этап спортивного совершенствования, то есть этап практического приложения. Перескакивание через какой-либо этап, что мы часто видим, уничтожает красоту дзюдо, снижает спортивный результат, а самое страшное – часто приводит к травмам.
Кроме этого система обучения, построенная на стилевой подготовке, а не на спортивном результате позволит привести к единому стандарту всю систему принятия экзаменов на поясные разряды, так же привлечёт в дзюдо множество людей, для которых победа не является главной целью, что существенно повысит популярность дзюдо. Спортивные нормативы в этой системе будут стоять отдельной графой и начнут включаться лишь после прохождения определенного этапа стилевой подготовки, который закладывает Школу дзю-до.
Плавное и последовательное подведение воспитанников к соревновательной деятельности при помощи стилевой подготовки позволит решить задачу постепенной психологической подготовки будущего спортсмена. Качество и чистота выполняемых приемов, достигаемая данной системой подготовки, заложат у воспитанников критерии оценки качества любого действия, которые в дальнейшем они будут переносить на любую деятельность, что само по себе является прекрасным педагогическим методом воспитания здоровой личности. Вследствие этого весь процесс обучения в дзюдо будет кардинальным образом отличаться от общепринятого. Такой под-ход обеспечит, на наш взгляд, большую продуктивность и эффективность, как в соревновательной, так и в оздоровительной направленности, и даст возможность ещё большему количеству людей найти себя в дзюдо.